Статьи компании Flexatel

Геоинформационные системы – важный элемент для анализа данных и принятия управленческих решений

Географическая информационная система (ГИС) - это система, которая собирает, управляет, анализирует, хранит и позволяет отображать на карте все разнообразие информации, которое имеет пространственную привязку. То есть ГИС интегрирует данные о местоположении (где и что находится) со всеми видами описательной/аналитической/атрибутивной информации (что и как происходит). 

В настоящее время ГИС используется как для решения научных задач, помогая понять закономерности взаимосвязи и контекст имеющейся информации, так и почти в каждой отрасли экономики как инструмент для принятия управленческих решений и повышения эффективности работы подразделений. Если обобщить, то современные ГИС отличают следующие особенности, позволяющие эффективно работать с пространственными данными:

  • Интерактивность – то есть обеспечение различного взаимодействия между пользователем и картографическими данными, то есть самостоятельным управлением информационным потоком, например: фильтрацией, типом отображения, поиском объектов и т.д. 
  • Наличие ГИС-инструментария, то есть возможности работы с картой и пространственной информацией для решения конкретных задач, например: измерения длины трубопровода с учетом рельефа, расчет зон транспортной доступности, поиск оптимальных маршрутов и многих других. 
  • Возможность интеграции различных типов данных в единую информационно-аналитическую систему. Геоинформационный портал может быть как ее основой, использующей данные из различных внешних источников, отображая их на карте и в системе графиков и таблиц, так и функциональным модулем в рамках корпоративного портала. 
  • Наличие Web-ГИС, то есть систем, работающих через обычный веб-браузер. Это позволяет дать возможность эффективно работать с пространственными данными максимально широкому кругу пользователей без необходимости освоения сложного ПО. 
  • Мобильные приложения, где геоинформационная составляющая является ключевым или важным элементом функционала. Причем, это касается, как пользовательских приложений: от навигатора до фитнес-трекера и Tinder, так и сугубо прикладных бизнес-вещей, например, отображения местоположения техники или рекомендаций по скорости движения большегрузному транспорту. 

Наиболее важный функционал ГИС – это сравнение и сопоставление множества различных типов информации на карте. Система может включать демографические данные: численность населения, рождаемость, смертность, или доход, уровень образования; информацию о ландшафте: например, расположение рек, характер и виды растительности, почвы, геологические данные. Или информацию о расположении объектов инфраструктуры: заводов, школ, больниц, ливневых стоков, дорог и линий электропередач и пр. Комбинация этих данных в формате слоев как раз и является инструментом анализа, поиска взаимосвязей, построения прогнозов и принятия решений. Например, с помощью ГИС на одну карту можно нанести места, которые производят загрязнение, например, заводы, и места, которые чувствительны к подобному негативному влиянию, например, болота и реки. Такая карта поможет легко визуально определить, где источники водоснабжения подвергаются наибольшему риску.

Однако, успех применения геопространственных данных в любом проекте зависит от выбора, сбора, сортировки и конечного использования данных. Основу ГИС могут составлять картографические данные, данные дешифрирования космических снимков, дистанционного зондирования, аэрофотоснимки, данные лазерного сканирования, базы данных компаний, государственная статистика и многое другое. То есть, как было сказано выше, ГИС позволяет накладывать все эти различные типы информации, независимо от их источника или исходного формата, друг на друга на одной карте, а местоположение в пространстве является ключевой индексной переменной для связи этих, казалось бы, не связанных между собой данных.

С каждым днем количество возможных для анализа данных и их разнообразие растет, что требует постоянного расширения инструментов и возможностей ГИС для анализа. Появление и распространение Big Data дополнительно расширило применение и аналитические возможности ГИС анализа. Карты интегрируют неструктурированные данные, например: обезличенную информацию по перемещению населения от сотовых операторов, электронную почту, контент социальных сетей, данные датчиков на транспорте. В свою очередь несколько слоев данных могут быть наложены друг на друга и давать совершенно новую и объемную картину для анализа в определенной сфере или проблеме или предоставлять оцифрованное подтверждение тем или иным гипотезам. Подобный инструментарий расширяет возможности бизнес-аналитики, маркетинговых исследований, финансовой сферы, здравоохранения, вопросов планирования городской инфраструктуры и размещения торговых точек. С помощью геоинформационных технологий можно создать карту покупок в зависимости от социально-экономического портрета покупателя в определенном районе, что необходимо для анализа клиентской базы, разработки маркетинговых стратегий, размещения рекламы и точек продаж. 

Таким образом, применение геоинформационных технологий для анализа больших данных позволяет проводить анализ и принимать решения, используя алгоритмы, инструменты работы с картой и данными, обработку запросов и пространственно-временной анализ данных. Что означает извлечение информации из максимального количества источников с использованием установленных процедур и вычислительных методов.

Практически во всех областях используют ГИС для создания карт, которые позволяют передавать информацию, проводить анализ, обмениваться информацией и решать сложные проблемы по всему миру. С помощью ГИС возможно: 


  • Оперативно выявлять проблемы
  • Идентифицировать риски 
  • Мониторить изменения показателей во времени и пространстве
  • Управлять событиями и реагировать на них
  • Строить модели и прогнозы
  • Определять приоритеты
  • Выявлять тенденции

Области, в которых геопространственные технологии применяются для работы с большими данными для повышения качества анализа:

  • Моделирование и анализ климата
  • Розничная торговля и электронная коммерция
  • Сбор разведданных
  • Авиационная промышленность и беспилотные системы
  • Надзор за заболеваниями
  • Реагирование на стихийные бедствия
  • Политические кампании и выборы
  • Консалтинг и анализ потребительских предпочтений
  • Банковское дело
  • Урбанистика и городское планирование
  • Страхование